Анто́нио Лю́чио Вива́льди (
итал. Antonio Lucio Vivaldi;
4 марта 1678,
Венеция —
28 июля 1741,
Вена) —
итальянский композитор,
скрипач,
педагог,
дирижёр, католический
священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2%E0%EB%FC%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE#cite_note-BSE-1][1][/url], при жизни получил широкое признание во всей
Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта —
кончерто гроссо, автор 90 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертом, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8)]Времена года[/url]»
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2%E0%EB%FC%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE#cite_note-BSE-1][1][/url].
Значение Вивальди в истории музыки[[url=http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE&veaction=edit§ion=8]править[/url] | [url=http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE&action=edit§ion=8]править исходный текст[/url]]Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства
XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (
concerto grosso). Вивальди установил для
concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию
солиста.
Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга — Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в
XVIII—
XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах
XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2%E0%EB%FC%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE#cite_note-.D0.9A.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BA.D0.B8.D0.BD.D0.B0-15][15][/url]. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%85,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD]И. С. Бах[/url] сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в
XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2%E0%EB%FC%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE#cite_note-16][16][/url]. Лишь в
1990-е годы в
Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».
Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%85,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD]И. С. Баха[/url]. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор,
Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».
Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед [url=http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%BB%D1%8C,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA&action=edit&redlink=1]Марк Пеншерль[/url] (
Mark Pincherle) и немецкий музыковед [url=http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80&action=edit&redlink=1]Вальтер Кольнедер[/url] (
Walter Kolneder)
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2%E0%EB%FC%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE#cite_note-.D0.9C.D0.AD-5][5][/url].